www.uroki.net - cценарии школьных праздников, поурочные тематические календарные планы разработки открытых уроков классных часов конспекты лекций по информатике математике физике химии биологии географии для директора и завуча для психолога для классного руководителя музыка песни караоке для проведения Выпускного вечера Последнего Первого звонка 1 сентября Нового года

Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий литературной гостинной, посвященный юбилею Ф.М. Достоевского

Сценарий раззработала и составила: Татьяна Ивановна Попкова,
учитель русского языка и литературы, зам. директора
МОУ гимназии  93 г.Челябинска

Литературная гостиная, посвященная юбилею Ф.М.Достоевского

Ведущий 1:

Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из наших писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который уже десятилетие разделяет первые места с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.

Да, проникновение в суть художника Достоевского - это попытка понять самих себя.

Ведущий 2:

Первым его произведением был роман в письмах "Бедные люди". "…глубоко разорвала мне сердце их грустная история", - признавался сам автор, рассказавший о любви нищего, стареющего титулярного советника, честного и чистого, к оскорбленной и грустной девушке-сироте.

Душевно чуток и благороден Макар Девушкин - бедный человек, но Человек.

Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение.

Сцена из "Бедных людей"

Чтение письма Девушкина от 11 сентября.
(Герои сидят в разных углах сцены за столами, пишут письма. На столах - свечи, письма, пяльцы.)
Каждое письмо делится на части и читается поочередно героями по частям, что воспринимается как диалог.

Ведущий 2:

После "Бедных людей" Достоевский пишет об успехе своему брату Михаилу: "Все меня воспринимают как чудо"

Ведущий 1:

"Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие", - писал Достоевский на закате жизни.

Сияющая личность Христа спасала Достоевского на каторге: "…нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… если бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной".

Христос Достоевского - это родственная любовь всех людей к общей их матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу.

Монолог Настеньки из сентиментального романа Достоевского "Белые ночи".

("Послушайте, зачем мы все не так как братья с братьями? … и если вы когда-нибудь полюбите, то дай вам бог счастья с нею!")

Ведущий 2:

Каторга не сломила Достоевского. Осторожный опыт научил его, обнаруживая противоречия характера, "полюсность души", забираться до самых потаенных глубин человеческого сердца, отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал "народ русский и так хорошо, как, может, не многие знают его".

Непомерные физические и нравственные перегрузки в годы каторги не уничтожили Достоевского, благодаря неистребимому желанию "быть человеком среди людей", неистребимому желанию "разгадывать тайну человека ".

Исполняется танец под музыку (П.И.Чайковского, 6 симфония, финал): двое в черном, двое - в белом.

Композиция передает смысл четверостиший:

Черные, темные тени …
Белая, светлая грань …
К земле пригибают колени.
К солнцу тянется длань.
(Попкова Т.И.)

Эти слова, отражающие "полюсность" человеческой души, звучат в начале танца.

После танца звучит тютчевское четверостишие:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
(Тютчев, "Наш век", 1851г)

Ведущий 2:

Возвращение Достоевского из Сибири в Россию ознаменовалось завершением комической истории сватовства, повести "Дядюшкин сон".

Сватовство старого князя к молодой уездной красавице Зиночке устраивает мать Зиночки - "Наполеон в юбке ". Она быстро смекнула, что "князь вполовину умерший и поддельный, вероятно, скоро и весь умрет", а имение его никуда не денется. Ловкий интриган Мозгляков внушает своему молодящемуся дядюшке, что его сватовство - всего лишь сон.

Сцена "Неудавшееся сватовство". Гл.13 от слов "Ах, боже мой! Вот и князь!"

(дамы закричали) до реплики Марьи Александровны: "Господи помилуй!" Все дамы её окружили и сочувствуют.

Ведущий 1:

"Записки из мертвого дома", "Записки из подполья", романы "Униженные и оскорбленные", "Подросток" - следующие произведения Ф.М. Достоевского, в которых он прослеживает уничтоженные веры в общие правила, когда "нет ничего святого". Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу современного человека, сделала его палачом.

Духовный кризис человека в обществе отразился в тютчевских строчках:

О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстрелянная птица,
Подняться хочет - и не может…
Нет ни полета, ни размаху;
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
1864г.

Ведущий 2:

Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал - добра и зла - в сердце человеческом, замыслил Достоевский "Преступление и наказание". Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман.

Сцена: Соня и Раскольников из ч.5, гл 4, (текст сокращен до 10 мин.)

Ведущий 2:

Не менее сильна сцена - встреча Раскольникова со Свидригайловым. Того и другого мучает совесть, тот и другой догадывается о преступлении каждого, и каждому кажется, что тот, другой, удивительно спокоен.

Сцена: Раскольников и Свидригайлов из ч.4, гл.1.(текст сокращен, время действия - 8 мин.)

Ведущий 1:

О новом романе "Идиот" Достоевский писал: "Главная мысль... - изобразить положительного прекрасного человека… это задача безмерная… Прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни цивилизованной Европой еще далеко не выработался". Князь Мышкин, князь Христос, ценой большой душевной работы стремится приблизиться к сияющему идеалу.

Сцена из "Идиота". ч.4, гл.8 Диалог Аглаи Ивановны и Настасьи Филипповны со слов: "Вы конечно, знаете, зачем я вас приглашала…", заканчивая словами Н.Ф.: "Мой! Мой!"

Ведущий 2:

В июне 1880 г. Слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнес свою знаменитую "Пушкинскую речь".

Чтение отрывка из "Пушкинской речи".

Ведущий 2:

Брошенное из толпы после того, как Достоевский закончил "Пушкинскую речь", "Пророк! Пророк!" прочно вошло в сознание миллионов его читателей.

Чтение стихотворения Пушкина "Пророк".

Ведущий 1:

Символично, что Лев Толстой, менее, чем кто-либо, склонный к благоговению перед авторитетами, уходя из Ясной Поляны "в мир", оставив все и навсегда, взял с собой в свой, как оказалось, последний путь две книги: Библию и итоговый роман Достоевского "Братья Карамазовы".

История семьи Карамазовых - это символ вселенской, всечеловеческой судьбы.

Отец братьев - развратник Федор Павлович - носитель первородного греха, "жесткого сладострастия", его постоянно тянет наплевать в святом месте.

Вместо искупления в романе мы видим преступление. Общая атмосфера взаимной ненависти и ожесточения породила его. Каждый здесь стремится превратить окружающих в "подножие", в пьедестал для своего эгоистического "я".

Сцена из "Братьев Карамазовых", книга 3, гл. 10. "Обе вместе" (Грушенька и Екатерина Ивановна).

Ведущий 2:

Рано утром 28 января 1881г. Ф.М. разбудил жену со словами: "Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь осознал, что я сегодня умру", - просил прочесть Евангелие, то самое, подаренное Натальей Дмитриевной Фонвизиной в Тобольске, открылась третья глава от Матфея… И вспомнилось ему, как познакомился он с Анной Григорьевной.

Ведущий 2:

Достоевский позвал детей и "говорил с ними о том, как они должны жить после него, как должны любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им". Вечером того же дня его не стало.

Финал: звучит 6 симфония Чайковского, "герои Достоевского" идут с зажженными свечами к портрету Достоевского, устанавливают их у портрета.

По материалам учебника для 11 класса средней школы
"Русская литература 19 века " под редакцией В.Г. Маранцмана. Даугавпилс - 1993г,
Федор Михайлович Достоевский, С.В. Федоров, стр.232-302.

Автор сценария и художественный руководитель - Попкова Т.И

Сценарий литературной гостинной, посвященный юбилею Ф.М. Достоевского

Опубликовано 12.04.2009 г.

Top.Mail.Ru Rambler's Top100
Некоторые файлы (разработки уроков, сценарии, поурочные планы) и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем сценария, разработки урока, классного часа или другой информации, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения по адресу : . Карта сайта - www.uroki.net При использовании материалов сайта - размещение баннера и активной ссылки -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!